Отдел по молодежной
политике администрации муниципального
образования Новокубанский район
8 (861) 95 3•37•18

"Имя Кубани" - Леута Таисия Павловна.

"Имя Кубани" - Леута Таисия Павловна.

22 Октября 2016


     МОАУСОШ № 5 станицы Прочноокопской муниципального образования Новокубанский район с 1 сентября 2015 года носит имя Леута Таисии Павловны. Это и высокая оценка многолетних результатов деятельности школы, и большая честь для всех кто работал, работает, учился и учится в этой действительно неповторимой маленькой школьной стране. Это и большая ответственность перед многими поколениями людей, которые создавали школу, её традиции, её особую атмосферу, отдавая свои знания, любовь, тепло и заботу своему любимому делу – обучению и воспитанию достойных граждан своей Родины. Много имён можно перечислить, называя лучших из лучших учителей, которые в разное время работали в Прочноокопской школе и каждый из них по-своему были уникальными личностями и несомненно оставили свой след в душах и сердцах своих учеников. Но среди них наиболее яркой, неповторимой, невероятно работоспособной, бесконечно преданной своему делу была директор школы и учитель истории Леута Таисия Павловна
</p>
     Она руководила Прочноокопской средней школой с 1962 по 1984 годы, как раз в то время, когда школа, ютившаяся в приспособленных зданиях в разных уголках станицы, наконец-то обрела свой дом – в центре станицы – светлый, просторный, тёплый и уютный. Но его предстояло обживать, наполнять не только партами и столами, но главное создавать особую атмосферу сотрудничества детей и взрослых, повседневно вырабатывать основные приоритеты в работе учителей и школьников, создавать команду единомышленников из всех работающих в школе, в любую минуту готовых к взаимовыручке и взаимопомощи, а главное -постоянно делами повышать авторитет школы и учителей среди общественности и жителей станицы. В станице всё и все находятся на виду. И только признание жителями и родителями справедливости требований школы, уважение в обществе учительского труда, убеждённость родителей в том, что детям в школе хорошо и комфортно, а после школы они могут с теми знаниями, которые получили в школе продолжить образование в самых престижных ВУЗах страны, что по окончании школы дети не боятся никакого труда и готовы к жизни, способно и родителей и общественность привлечь к сотрудничеству со школой. Это хорошо понимала Таисия Павловна, уже имевшая опыт и учительской и руководящей работы. Ведь за плечами были 7 лет труда в начальной школе и 12 лет работы заместителем главного врача по учебно – воспитательной работе в школе при Прочноокопском костно - туберкулёзном санатории. Все свои силы и весь свой опыт она вложила в создание новой школы. Везде и всюду она узнавала что-то новое и сразу же внедряла новое и перспективное в деятельность педагогического коллектива. Нет, она никогда не принуждала принимать её точку зрения, никогда не заставляла делать так как она предлагает. Она убеждала, если была полностью уверена в своей правоте и всегда была готова принять иное решение, если коллектив считал его более приемлемым. И любое нововведение, поддержанное коллегами, всегда начинала первой. В коллективе постоянно обсуждались новые веяния в педагогике, изучались самые передовые исследования учёных, примеры из практики передовых школ и профессиональные находки коллег. В те времена основными задачами директора школы были забота о росте профессионального мастерства педагогов, неукоснительного исполнения требований по охране жизни и здоровья детей. Конечно, никто не снимал с директора ответственности за всё то, что происходит в школе, начиная от обеспечения школы и учительских семей топливом и заканчивая оформлением наградных документов на учителей и написания статей о передовом опыте школы. Но на всех совещаниях бесконечно твердили: «Директор – это учитель учителей!». Ежедневная норма Таисии Павловны была посетить не менее 2-х уроков коллег. Посещали уроки и завучи. Но почему-то все любили присутствие на своём уроке именно директора. Может быть потому, что на задней парте сидел не «контролёр», а равноправный участник удивительного процесса познания. Она всегда улыбалась в ответ на удачные ответы учеников, поощрительно кивала учителю. В общем, не произнося ни слова, была полноценным участником педагогического процесса. А последующий «разбор полётов» больше походил на совместное обсуждение учителем и директором наиболее удачных моментов урока и всегда директору было, что подсказать учителю. Удивительная для учительских коллективов атмосфера доброжелательности, корректности во взаимоотношениях с коллегами, учениками, их родителями создавали особый настрой на работу. В школу хотелось идти и педагогам, и детям, которые точно знали, что их ждёт что-то интересное, увлекательное, отчего они уйдут из школы с хорошим настроением. И так каждый день. Она ежедневно приходила раньше всех, ежедневно обходила всю школу, замечала всё и с улыбкой встречая учителей и сотрудников на ходу обсуждала с каждым то, что сегодня надо сделать и как это сделать лучше. Кабинет директора конечно же в школе был, но открывался он только в тех случаях, когда в школу прибывали гости и проверяющие, и когда всё же приходилось кому – то из коллег сделать нешуточное внушение. Причём о том, что кто-то и за что-то получил хороший нагоняй не знал никто, кроме самого провинившегося. В публичной практике директора были только похвалы отличившимся, причём позитиву в деятельности кого-либо из коллег директор искренне радовалась больше самого отличившегося. Умея потребовать и не обидеть человека, умея обстоятельно отчитать нерадивого сотрудника или бесшабашного ученика, она никогда не позволяла ни себе, ни другим, обидеть своего сотрудника, не позволяла распространиться по станице каким-то негативным слухам о нём. Каждый знал, что случись в его жизни мелкая или крупная неприятность – первой, кто придёт на помощь будет Таисия Павловна. Она же подскажет выход из положения, найдёт слова поддержки, организует весь коллектив на оказание помощи. На корню пресекала попытки позлословить о сотрудниках, передать ей какие-то слухи. Для неё все учителя её школы были самыми лучшими в районе. В ней было столько доброжелательности, столько энергии и задора, она так умела убеждать, да и ругать тоже, что рядом с ней трудиться в пол силы было просто стыдно. Она умела найти общий язык с любым человеком, в любом настроении. Коллеги даже подсмеивались иногда, говоря, что в нашем директоре пропал великий дипломат. Единственное чего она не переносила – это панибратства, не имела «любимчиков». Относилась ко всем коллегам корректно, доброжелательно и ровно, и ко всем одинаково. После неприятных ситуаций, после выговора за какую-либо провинность продолжала общаться с человеком также доброжелательно и уважительно, никогда не опускалась до последующего «притеснения» провинившегося сотрудника. Конечно, бывало и сама чувствовала себя обиженной, но долго обижаться просто не умела и продолжала общаться с обидчиком в своей обычной доброжелательной манере. И как-то всё сглаживалось, забывалось и жизнь продолжалась без оглядки на былые обиды. Учителя – это люди с обнажёнными нервами и, наверное, именно такой руководитель смог создать особый микроклимат в сложном учительском коллективе, который давал чувство удовлетворённости от своего труда, желания двигаться вперёд. Уходя из школы сегодня, радоваться и предвкушать то, что будет завтра. Таисия Павловна любила, когда приходили на её уроки. Кто только ни был у неё «в гостях» от коллег до руководителей районного и краевого масштаба. И, надо сказать это было зрелище. Урок напоминал работу слаженного оркестра: учитель – дирижёр и ученики – солисты и хористы. Горели глаза, у детей не хватало терпения дождаться своего слова, чтобы донести до всех свою трактовку исторического события, его причин и последствий. При этом каждого ученика называли только по имени, выслушивали уважительно, оппонировать предлагали другому ученику, вывод третьему и только потом учитель подводил итоги. Подобная практика уважительного отношения к ученикам вообще была свойственна многим учителям школы. Думается не случайно многие выпускники школы поступали в педагогические ВУЗы. А потом многие возвращались в родную школу. Таисия Павловна, формируя коллектив, всегда отдавала предпочтение своим выпускникам. Она считала, что из них легче воспитать хороших учителей потому, что в родной станице им совесть не позволит работать спустя рукава. И так оно и было.
<p>
     Все мы родом из детства. За этим утверждением стоит широкое понятие – всё, на что мы во взрослой жизни способны заложено родителями с детства. По-видимому, все чисто человеческие, позитивные черты характера Таисии Павловны тоже сформировались в детстве, которое отнюдь не было безоблачным. Искренность, доброжелательность, умение сопереживать, готовность всегда прийти на помощь, умение прощать и не таить обид, как все эти качества пригодились и позволили ей стать в жизни лидером, которого побаивались, но искренне уважали и не хотели в глазах своего лидера увидеть неодобрение или осуждение. Детство Таисии Павловны прошло в обычной трудовой семье рабочего - кузнеца Павла Никоновича Щелкунова и его жены Агрипины Ивановны, которая тоже от зари до зари работала. А дома с ранних лет управлялись с небольшим хозяйством и домашними делами две дочери Таисия и Раиса. Обе успевали хорошо учиться и были приучены ко всем видам сельских и домашних работ. Не будучи сильно грамотными и не имея времени на специальное какое –то воспитание, родители сумели привить дочерям и тягу к знаниям, и умение трудиться не жалея сил, и душевную щедрость, и умение сопереживать окружающим людям. Такими они и стали: надёжными во всех отношениях, понимающими и всепрощающими, никогда не таящими камня за пазухой. Младшая стала академиком, посвятившим всю свою жизнь изучению геоботаники тундры, составлению геоботанических карт, которыми и сегодня пользуются её российские и зарубежные коллеги. Старшая стала учительницей и руководителем учебного заведения. И всю жизнь, находясь далеко друг от друга сёстры были необычайно дружны. В трудную минуту всегда рядом, всегда готовые подставить своё плечо друг другу.
</p>
     В далёком 1934 году родители Таисии Павловны переехали на Кубанскую Опытную станцию Новокубанского района и с этого времени вся её жизнь была связана с этим районом. Сначала она училась в начальной школе посёлка «Маяк революции», затем в средней школе посёлка КНИИТИМ, в которую ходить приходилось за 7 километров от дома. Кропоткинское педагогическое училище заканчивала уже во время войны. Сразу после окончания училища она была мобилизована на рытьё окопов в станицу Ольгинскую, потом восстанавливали вместе с воинской железнодорожной частью железную дорогу от станции Кубанской до станицы Отрадной, нефтепровод Ростов-Баку. В 1994 году за мужество и самоотверженный труд во время войны она была награждена орденом «Знак Почёта». Она не служила в армии, но в 2003 году была официально признана Ветераном Великой Отечественной войны, как активный труженик тыла, который, как и все люди вокруг, делал всё возможное и невозможное для победы армии на фронте. Когда стало чуть полегче, началась учительская биография Таисии Павловны в её родной, небольшой начальной школе посёлка КУБНИИТИМ Новокубанского района. 1 сентября 1943 года молодая учительница приступает к работе. Дети полуголодные, плохоодетые, психологически надломленные остро нуждались в любви и заботе, но и к знаниям стремились как взрослые. Сорок семь голодных детей, в семье почти каждого из них поселилось горе, а совсем рядом шла война. Без учебников, без тетрадей, в холодных классных комнатах тянулись к знаниям маленькие детские сердца. Да и трудились вместе с учительницей после уроков без скидки на возраст. В классах начальной школы учились разновозрастные дети, отставшие от сверстников из-за оккупации и ко всем надо было найти свой подход, обогреть их своим вниманием. Но молодая учительница справлялась и с работой, и с заочной учёбой в Краснодарском педагогическом институте. В 1950 году Таисию Павловну переводят учителем истории и географии в школу при Прочноокопскомкостно-туберкулёзном санатории. Вскоре её назначают завучем средней школы при санатории. И опять от учителя требуется не просто знание своего предмета, но в первую очередь милосердие и искренняя забота о детях, которые учились лёжа в кроватях, а некоторые будучи закованными в гипс от шеи до пяток. Что-то такое оставалось в душах детей от общения с молодой учительницей, отчего они помнили о ней долгие годы. В журнале «Работница» за 1987 год было опубликовано письмо одной бывшей больной санатория Курявской из Анапы, в котором она пишет: «Сотрудники, окружавшие нас, близко к сердцу принимали наше горе… Какая интересная жизнь была в санатории! Главное у нас была школа, любимая школа!... Я помню дорогие мне имена наших учителей …. Таисии Павловны и Евгения Николаевича Леута..». Уже на склоне лет Таисия Павловна продолжала общаться со своими первыми учениками и встречи с ними всегда были обоюдно искренне - радостными.
</p>
     В 1961 – 1962 годах под руководством и по инициативе председателя колхоза им. Кирова Лебедева Василия Ивановича было построено и введено в строй новое здание школы и директором школы была назначена Леута Т.П. О наградах и поощрениях не мечтала, работала так как умела, а умела работать только с полной отдачей сил, знаний, души. Говорят, что до неё коллектив школы сотрясали постоянные конфликты и разногласия. Не сразу, но сотрудники школы всё же стали единым коллективом. Надо готовить школу к началу нового учебного года? Рядом работают и директор с малярной кистью в руках, и все учителя, и все сотрудники, и родители, да и колхоз никогда не остаётся в стороне от школьных забот. Хоть и крут характером был глава хозяйства В.И. Лебедев, но директора школы и учителей уважал, делал всё что мог, чтобы в школе было тепло, светло, чисто, красиво. Надо помочь колхозу подобрать початки на полях, перебрать кукурузу натоку, поработать в овощной бригаде, да мало ли дел в колхозе? Школьники всегда готовы прийти на помощь. Все учителя, а директор больше всех в общей работе: подбирают, собирают, полют сорняки, чистят початки кукурузы, пересеивают зерно натоку, пропалывают свёклу.
</p>
     О качестве работы школы говорят и такие факты: 1970 год – окончили 10 класс 24 человека, поступили в ВУЗы и СУЗы – 22. Можно проследить и по другим годам, но вывод напрашивается один: выпускники получали знания не хуже, чем их городские сверстники. И это только их заслуга и заслуга их учителей, о репетиторах в те времена даже не слышали. Одной из первых Прочноокопская школа организовала школьные производственные бригады. Работали в полях и на фермах, подменяли доярок и свинарок, ушедших в отпуск. Ученики школы неоднократно представляли опыт школы по трудовому воспитанию на различных общероссийских конкурсах и смотрах. Одной из первых школа стала внедрять в практическую деятельность идеи академика Бабанского об оптимизации учебного процесса, которые ставили своей целью внедрение научной организации труда учителей и учащихся с тем, чтобы с наименьшими затратами получать наибольшие результаты. Постоянно шёл обмен опытом, самые интересные находки одного учителя становились достоянием всех желающих. Неоднократно школа становилась лидером в соревновании школ района по самым разным направлениям. Но работа директора школы не ограничивалась только заботой о совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Забота об улучшении условий труда учителей и учеников школы требовала постоянного расширения помещений школы. Поэтому параллельно Таисия Павловна все годы занималась строительством. Добивалась финансирования, изучала проектно – сметную документацию, постоянно контролировала ход строительных работ. В разные годы к школе были сделаны две пристройки, что позволяло работать школе в одну смену, спортивный зал. Было построено отдельное здание для учебных мастерских, в которых кроме столярной и слесарной мастерских был оборудован единственный в районе учебный кабинет с современной действующей доильной установкой. В этом кабинете ученики старших классов проходили такую подготовку, что на летних каникулах им доверяли весь производственный процесс на фермах колхоза им. С.М. Кирова. Доярки в это время уходили в отпуск. Неоднократно директор школы награждалась Грамотами крайОНО, Министерства просвещения РСФСР, знаками «Победитель соцсоревнования», знаком «Отличник народного образования РСФСР», юбилейной медалью «К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина», юбилейной медалью «За доблестный труд», орденом «Знак почёта». Поразительно, но сил, времени и энергии Таисии Павловне хватало и на общественную работу. Она много лет подряд избиралась депутатом районного Совета народных депутатов, делегатом различных конференций, депутатом сельского Совета народных депутатов, членом различных общественных организаций, неоднократно представляла учительство Новокубанского района на краевых совещаниях и конференциях.
</p>
     В 1981 году Таисия Павловна вышла на пенсию по возрасту, но сразу же занялась общественной работой: более года исполняла обязанности председателя сельского совете станицы Прочноокопской, была председателем Совета ветеранов станицы. Практически до последних дней жизни она активно работала в Совете ветеранов, была частой гостьей в семьях ветеранов, всегда была на станичных праздниках и сходах, всегда поднимала острые проблемы жизни станицы. Никогда не порывала взаимоотношений со школой, бывала на всех школьных праздниках, на классных часах, встречах. Пройдя большой жизненный путь она знала о чём и как нужно поговорить с подрастающим поколением. На ежегодных встречах выпускников школы Таисия Павловна всегда была окружена бывшими учениками: объятья, слова благодарности и наилучшие пожелания. Всегда радовалась успехам выпускников, считала их успехи самым лучшим признанием заслуг школы и своих заслуг. А выпускниками школы в станице были едва ли не каждый. Среди выпускников были и артисты, и врачи, и учителя, и архитекторы, и люди науки, и сельские труженики. А уж в станице каждый второй – бывший ученик школы. Большой души, большого жизнелюбия человек, стойкий и надёжный друг и товарищ. Не случайно, как одной из самых известных и заслуженных жителей Новокубанского района, который стал ей родным с далёкого 1934 года, ей было присвоено звание «Почётный ветеран Новокубанского района». Вместе с мужем Таисия Павловна воспитала двоих дочерей. Обе окончили московские ВУЗы и обе уехали по распределению туда, куда их послала страна - СССР: одна в Латвию, другая на Украину. Там они обрели семейное счастье и состоялись как специалисты, там и продолжают жить и конечно же со слезами и глубокой благодарностью узнали, что их родной школе, школе, в которой в общей сложности около полувека проработали их родители, присвоено имя Леута Таисии Павловны
</p>



Молодежные
проекты

Молодежный центр инноваций и технологий «Инвентум» Кубаньпатриотцентр molod.info
Молодежный кадровый центр Молодежный центр развития личности Краевая крейсерско-парусная школа
Все проекты
Обратный звонок RedConnect